Сколько детей было у лейтенанта Шмидта? Дата добавления: 04.08.2009 | 22:48
Кто из нас не любит похвалы? Тем более, если они заслуженные, а не подходящие случаю уловки собеседника для того, чтобы смягчить вас.
А кто из нас не любит получать награды – грамоты, ордена, медали и прочие знаки отличия от остальных смертных, не приложивших столько усилий, сколько вы на определённом поприще?
Да. Мы все считаем, что каждый труд должен быть оплачен, равно как и любая инициатива должна быть замечена, а любое достижение отмечено вниманием общественности.
Доброго времени суток, друзья!
Сегодняшний день, полный иронией до краёв, в очередной раз предлагает нашему, порой такому рассеянному вниманию, продукт нашей же собственной выделки.
Награды! Тема, может, и не глобального масштаба, но при ближайшем рассмотрении, оказывающаяся пройденным на два балла ровно тестом на чистоплотность.
Тщеславие – не самый тяжкий смертный грех. Однако если оно возводится в культ внутри личности, оно превращается в язву – видимую глазом и хорошо ощущаемую обществом.
Маленький пример. На День Рождения стриптизёршу коллеги, что называется, «по цеху» заказали - купили и подарили девушке награду «За вклад в развитие нравственности». Если это шутка, то цель достигнута – действительно смешно, я бы даже сказал, сатирично. Но это – не шутка. Звание – реально утверждено и зарегистрировано. То есть, эта безымянная для нас стриптизёрша стоит в одном ряду с И. Бродским и Н. Песталоцци.
Я недавно посмотрел документальный фильм о наградах в России – кто их выдаёт, и кто их получает. Вопрос, который возник у меня после двух минут просмотра, так и остался неизменённым до конца фильма. Я, впрочем, и сейчас не знаю ответа. Как?! Как так получается, что знаки отличия, которые по определению должны получать люди отличившиеся, получают люди, которые в состоянии за них, за эти знаки, заплатить?!
Орден, полученный человеком на больничной койке, куда человека привезли с поля боя или с места производства, получается равным тому, который куплен в конторе с каким-нибудь звучным именем и сертификатом (неизвестно чего!).
Я, может быть, один из последних романтиков и, уж точно, один из последних идеалистов, оставшихся на этой планете. Но лично для меня звание, статус, орден, даже простая грамота являются знаковыми символами, которые тем более ценны, что имеют длинную историю существования и столь же длинный список прекрасных поступков, эквивалентом чего и являются эти круглые, ребристые, звездообразные металлические сплавы.
И мне совершенно не понятно, как то, что ты не заслуживаешь, можно купить и тем самым присвоить себе небывшие заслуги?!
Согласен, это прозвучало достаточно примитивно для современного бизнесмена, каковым я являюсь. Но род занятий и поле деятельности не отменяли простой закон равновесия: сколько сделал, столько и получил. Впрочем, эпидемия девальвации (всего и повсеместно) началась не вчера.
Легендарная Сажи Умалатова внесла огромную лепту в состав личностей, имена которых должна знать страна. К сожалению, качество, обозначенных наградами заслуг, не являлось основным фактором в этом процессе.
Депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова в смутное и мутное время активного расформировывания Советского Союза на отдельные территории была председателем незарегистрированной организации «Постоянный президиум народных депутатов СССР». Она открыла наградной конвейер: отчеканенные про запас ордена и медали с советской символикой, а также новые, ею самой придуманные и учреждённые, награды имели большой спрос. Ордена «От Сажи Умалатовой» считались настоящей наградой.
Наградной рог изобилия иссяк в 2002 году, когда вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях: в законе предусмотрена ответственность за учреждение и изготовление знаков, имеющих внешнее сходство с государственными наградами России, РСФСР и СССР.
С повсеместным обесцениванием знаний мы уже как будто смирились. Обесценивание наград, похоже, тоже входит в норму. Вполне понятное желание получить награду за деньги порождает множество предложений. Негосударственные структуры в статусе компаний с разной степенью ответственности наперебой предлагают свои услуги в Интернете. Всего за каких-то там несколько сот тысяч долларов можно купить награду, к которой прилагается удостоверение: всё красиво и официально – банкет-фуршет, длинноногая блондинка в мини с букетом цветов, хлипкие аплодисменты в главном административном зале города.
Можно было бы, конечно, подпереться той мыслью, что полученные от жаждущего наград человека деньги пойдут на какие-нибудь нужды города, в Фонд помощи детям или в дом престарелых. Но – увы! – мысль эта, не успев развернуться в широкие перспективы благих действий, сворачивает свои знамёна, потому что аферисты (каковыми и являются люди, утверждающие награды и успешно продающие их) озабочены собственным благосостоянием. Жила-то золотая! Сложно сказать, сколько сейчас в России, к примеру, негосударственных наград. Так же сложно сказать, сколько фирм стоит на их раздаче. Система простая: сами придумали, сами продали.
Традиция отмечать особые заслуги перед Отечеством особыми знаками внимания со стороны монаршей особы существует не одно столетие. Однако не каждый правитель был в этом честен в отношении так называемой раздачи. К примеру, император Павел I за четыре с небольшим года своего правления произвел целую армию генералов. Он легко раздавал звания, поскольку быстро он проникался симпатией к людям! Чтобы остановить девальвацию высокого воинского чина пришедший вслед за Павлом I Александр I был вынужден искусственно растягивать процесс присвоение очередных званий – при чём, даже тем, кто их заслуживал!
Первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного был утверждён Петром I, который лично наградил им около 40 своих подданных. Сам император стал шестым по счёту кавалером этого ордена. А получил он эту награду из рук первого кавалера ордена генерал-адмирала Ф.А. Головина за взятие шведских судов в устье Невы.
Чувствуете динамику роста, а? Петра Первого и Л. Брежнева разделяет не так много – по большому счёту! – времени, чтобы заслуги истинные, равно как и истинное благородство, уступили место так прилюдно и на таком высоком уровне тщеславию и неким хитрым политическим соображениям. Что уж говорить о простых богатых людях?! Если можно купить любовь и дружбу, то уж уважение – просто сама жизнь велит покупать! И вот это уже не ирония. Это – горечь.
Но встречаются и редкие исключения. Всего несколько десятков лет назад А. Солженицын отказался от звания почётного гражданина Москвы со словами: «Не осмелюсь, слишком мало я сделал для этого города».
Но, как я уже сказал, это редкое исключение.
На ум приходят дети лейтенанта Шмидта, для которых родство с легендой стало источником средств для проживания. Ни дающие, ни сами «дети» не задумывались: а почему первые должны давать, а вторые, собственно, просить? Разве аферист – это самый умный человек? Нет. Значит, дающий – это самый глупый человек? Тоже – нет. Дело в том, что награды или упомянутое родство с известной фигурой иной раз способны совершать чудеса. Откуда следует вывод – большая часть общества подвергнута активно проявляющему себя снобизму, что в условиях повсеместного стремления к всеобщему же равенству - просто нонсенс! Но, тем не менее, это так.
Страшно, смешно и грустно одновременно.
Потому что знаю, есть на этой земле ветераны многочисленных (локальных, масштабных – не важно!) войн, которые знают, что получили свои награды, пройдя столько кругов ада, сколько и Данте не описывал.
Потому что знаю, есть на этой земле люди, не совершившие ничего, из того, что предполагает награда, право на обладание которой они купили.
Потому что знаю, есть на этой земле люди, для которых принадлежность к мифическому понятию «голубая кровь» является непременным условием счастливого и достойного существования.
Меня только что осенило! Так ведь это мы! Мы – «дети лейтенанта Шмидта», которых в столь острой форме преподнесли нам не в забаву, а в назидание величайшие сатирики! А мы посмеялись и, как обычно, забыли, что и суть и соль лежат на поверхности. За что сейчас и получаем и ордена, и награды, и грамоты, и статусы.
И разочарования! Последнее особенно обидно, потому что – и в этом я уверен – мы все прекрасно понимаем: от покупки свидетельства своих заслуг перед отечеством до купли-продажи самого отечества не так далеко, как кажется.
|